Три кулинарных шока.
В статье про стейки +1
и в дискусcии о самом- самом я начала вспоминать, что действительно больше всего в жизни поразило мои органы вкуса .
Hе могу назвать себя гурманом, поскольку являюсь банальной обжорой. Если хорошая еда временно недоступна, я "отдамся пороку чревоугодия" с любой встреченной булочкой, или банальной готовой котлетой под названием "гамбургер". ..
Нет филе - пусть будет шницель, нет свежих помидоров - согрешим с томат-пастой...А уж консервы.....
Конечно, я преувеличиваю для красного словца. Но готовая лапша меня не отвращает.
В студенчестве и после у меня была куча частных учеников. Их заботливые мамы всегда угощали меня после урока: иногда кофе с печеньем, а иногда целыми обедами. Я же быстро усвоила золотое правило: дают поесть - жри . Неизвестно, когда увидишь пищу в следующий раз. Вижу себя за кухонным столом, поедающую в упоении какие-то макароны. Рядом стоит пятилетняя ученица Маша и смотрит на меня с обожанием. Потом говорит:
-Мама права, ты любишь покушать.
Но обжорство - обжорством , а кулинарный шок - это действительно эстетическое переживание, потрясение, вызывающее разные психологические последствия. Вот о таких трех потрясениях я и хочу написать.
Потрясение первое. Советский шик.
Когда моя длинная фамилия засверкала, хвалясь, в списке поступивших, свидетелем триумфа была тетя (смотри 10 самых прикольных взяток участковому терапевту)
Торжественность момента требовала соответствующего ритуала. Тетя повела меня в "Прагy",
до тех пор известную мне только по кулинарии ( пирожное "Орешек",мясной рулет, торты "Вацлавский","Прага", легендарное "Птичье молоко",
Нас пoсадили на веранду. Tетя сделала заказ .
И вот принесли маленькую металлическую формочку с длинной ручкой, а в ней пузырилось что-то беловато-кремовое с прожилками коричневого.
Я попробовала и потеряла сознание. Нежность и однородность массы были удивительны, ощущение - сочетание всего самого вкусного в таком равновесии, которое создать могла лишь Божественная сила!
Это был "жюльен из дичи".
Я не в состоянии была понять, какие компоненты составляют это изящное лакомство.Правда, тогда совсем почти не умела готовить, хоть и увлекалась чтением кулинарных книг.
Я с гордостью использовала выражение "вкусовой аккорд". Теоретически знала, в какой стране мира готовят паэлью, а в какой - аливенци.Только ни приготовить, ни поесть не сподобилась..Даже "пиза - неаполитанский пирог" оставался тайной до некоторых пор...И та пицца, которую я впервые отведала у метро "1905 года" была оскорблением для своего названия.
... из книги Молоховец я узнала, что жюльен - род бульона из кореньев, прозрачный суп. А вообще, это овощная нарезка.
Tо, что подавали в "Праге" и еще сотне заведений - это "кокот".
Но первое название - гораздо деликатнее и живописнее: жю-жю-жю...
А "кокот" - с одбой стороны, говорит о курице, а с другой - о кокотке.Что не так располагает.
Потом я неоднократно готовила его сама. И формочки приобрела . Спорила со своим другом Пеликаном о тонкостях приготовления. Он , плача, убеждал меня в целесообразности замены муки крахмалом, что придаст соусу прозрачную, облегченную вязкость...И он был прав! (Впрочем, всегда!)
Как-то, ожидая в гости больше, чем шесть человек( столько у меня было формочек), я сделала жюльен макси, в сковороде.
- Ах!Кощунство!!!!!!
-Бросьте!Ну, как может получиться невкусной запеченная смесь белых грибов (таежных,по-мутантски огромных и ароматных), курицы, сметаны, бульона, пассерованного лука, мускатного ореха и тертого сыра! Сыр, конечно, был не "пармеджиано", нет....Bполне себе обычный остренький чеддер.Но это все было впереди.
**************************************
Каждая ложечка пьянила все больше, и я вдруг поняла, что теперь все мое - исторический знаменитый ресторан , и пыльная зелень, и желтое здание. окружившее Чайковского со всех сторон... Cвобода!
Я - взрослая особь восемнадцати лет, все мне улыбаются, все меня любят и уважают; еще немного - и начнут аплодировать!
Тут я очевидно снова потеряла сознание, поскольку залихватски вытащила сигарету из тайника (местоположение которого не раскрою даже сегодня!), подошла с сигаретою во рту к соседнему столику и попросила прикурить. Страшно жалея, что у меня нет своей зажигалки...
Тетя вначале застыла, пытаясь понять,как cреагировать, если дO тогO она позиционировала себя отчетливо либерально...Пока она думала , пара симпатичных зарубежных славян средних лет, сидевших рядом, посмотрели на нее крайне укоризненно и неодобрительно , приняв ее за мою мать.
Тетя, видя это, сказала:
- Пожалуй, меня могут обвинить в развращении малолетних.
Таким образом, тема курения перешла в "иную плоскость", а я - на легальное положение.
Это был обед-посвящение.
О втором шоке я расскажу завтра...