(no subject)
May. 1st, 2012 08:13 amПервого мая мы стояли напротив памятника Марксу и Энгельсу.
Они сидели на скамеечке и беседовали.
Расстояние на скамейке между бородачами позволяло поставить, положить какой-нибудь предмет.
И ведь ставили! Как правило, бутылку, с краюшкой хлеба, иногда стаканы.
Поскольку к утру документальному - к началу рабочего дня, то есть - предметы исчезали, можно говорить о ритуале жертвоприношения.
Маркс и Энгельс жертву принимали, и пьянчуги могли дальше спокойно валяться у винного.
Этот памятник по праву считался одним из самых красивых в Кишиневе. Никакого соцреализма там не было и в помине, идеологическую нотку придавали разве что имена на табличке. Монумент отцов диалектического и исторического материализма был создан выдающимся советским скульптором Лазарем Дубиновским как часть архитектурного ансамбля здания ЦК партии. Для мэтра этот проект обернулся настоящими творческими муками – лишь с третьей попытки ему удалось правильно рассадить Маркса и Энгельса. Ценность памятника заключалась и в уникальном методе его изготовления - выколотке. Первоначальный макет фигур в натуральную величину из прочного материала - бобита, обкладывали листами кованой меди, по которым колотили специальными резиновыми молотками, пока металл не заполнял все выемки и выпуклости без погрешностей. Никто и предположить не мог, что этот факт станет для скульптурной композиции роковым. Полый внутри, он стал лёгкой добычей для националистически настроенной толпы, которая после указа о «деидеологизации» в августе 1991-го разбила его железными прутьями. Молдавское телевидение транслировало акт вандализма в прямом эфире...
Мы стояли, польностью в белых одеждах. В руках - яблоневые ветки, изготовленные на уроке домоводства.
К палке примотаны нитками бумажные фунтики, долженствующие изображать цветуёчки.
Нам по двенадцать лет. Только девочки.
Мы ждaли выхода на площадь: пройти, махая ветками в сторону трибуны правительства.
Колонны взрослых веселилиcь, потихоньку пьянея. А мы слишком малы для этого, поэтому веселили себя самостоятельно: сочинением пародий на произведения советской песенной классики и исполнением..
"Взрослые" колонны ободряюще аплодировали.
Учительницы шикали и делали замечания. Ожидание становится скучным.
И получив, наконец, "добро" на движение, мы искренне крича " ура!" побежали, размахивая своими дубинками, хохоча и торопясь.
Потом на фотовыставке я видела кусок своей ноги в белом носочке, отмахивающeй марш.