Александр Фомич Вельтман
May. 31st, 2010 04:15 pm![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Никаких шкафов бы не хватило, а если бы и хватило, то некуда было бы их деть в нашей хрущобе...
Потихоньку он построил еще один - за шторой возле окна.
А венцом стал стеллаж-перегородка, превративший проходную комнату в отдельную, гостиную - в спальню для моего подросшего брата.
Очень любила я в детстве сидеть на полу возле стеллажа и читать. Книги я выбирала по внешнему виду,по названию.
Часто промахивалась. например, нарвалась на "Тиля Уленшпигеля", будучи уверенной, что это легенда ,по витиеватости названия.
Дошла до описания рождения Филлиппа,происходившего под крики сжигаемого на костре и очень расстроилась...
Или, например,"Записки сумасшедшего" издAли в цветной обложке с изображением дядечки в очках, довольно смешного...
Была среди старых книг и "Саломея" Вельтмана.
Красный коленкоровый переплет и название, оформленное в виде вьющейся черной ленточки: "Саломея, или приключения, почерпнутые из моря житейского"...
Слово "приключения" меня подстегнуло, но начав читать, ничего интересного не нашла...
Более того, заглянув по детской привычке в конец , ничего не поняла - счастливый-нет ли....
Несколько раз в возрасте от восьми до примерно четырнадцати я пыталась снова читать "Саломею", и каждый раз безуспешно.
На самом деле, kнига прекрасная. Конечно, это не Гоголь. Но несомненно, язык прекрасный, много социальной иронии, много историй "под одной крышей "- много показано российской провинции, включая Бессарабию и Украину.
Сюжет авантюрно-комический. Читается легко и приятно, Много материала для тех , кто любит "маленьких людей": бедных чистеньких старушек, бедных молодых людей, бесприданниц, запутавшихся и т.д.
Много и знакомых отрицательных типов: скряг, старых сладострастниц, воров и разбойников.
Главные персонажи - гордая красавица Саломея, пародия на романтическую героиню, и авантюрист Дмитрицкий, предвосхищающий в чем-то Остапа Бендера.
И, конечно, многие типажи вполне актуальны:
"Известно, что арифметика, до первых четырех правил, совершенно необходимая вещь при современном образовании девушки. Без арифметики девушка не могла бы ценить себя. Не зная еще этой хитрой науки, Дунечка сначала робела перед рослыми и перед толстыми подругами; но когда выучилась считать до миллиона и когда узнала, что во всем пансионе только она одна миллионная невеста, а все прочие, кто десятитысячная, кто тысячная, а большая часть просто «бесценных» существ, — тогда Дунечка поняла, что она такое, поняла причину особенного попечения о себе содержательницы пансиона и всей ее прислуги. Какою способностью своей круглой, с двумя вставленными серыми гляделками, головы она понимала — трудно решить; но верно поняла, что не только красота — прах, но и весь человек с своими внешними и внутренними достоинствами прах, и даже официальными оценщиками становится в числе тленных пещей, за которые никто не отвечает, потому что отвечать можно только за нетленное золото. Поняв это, Дунечка поняла без сомнения и то, что только в золотом окладе можно чваниться и кобениться; она это и исполняла в точности."
В заключение упомяну лишь, что Вельтман пребывал в Кишиневе одновременно с Пушкиным.Помимо описаний города и его жителей, которые могут быть интересны для кишиневцев,
http://az.lib.ru/w/welxtman_a_f/text_0230.shtml
"-- А помнишь молдованского бояра, что дом верх ногами построил? Что дочка -- Пульхеренька-пупочка? где она?,
-- Помню; вышла замуж.
-- Ах малявочка!.. А помнишь, по ней сходил с ума Владимир Петрович да Пушкин. Помнишь, он стихи ей писал?
-- Помню, помню.
-- Ну, а помнишь ли, дуэль у него была с егерским полковником, на Малине! За что бишь? Да! офицера обидел, офицер не пошел на дуэль, так за него пошел сам полковник. А я прихожу к нему чем свет: Здравствуй, малявка, Александр Сергеевич! А он сидит себе голиком на постеле, да в стену из пистолета попукивает... Помнишь?
-- Помню, помню. <...> "